Типичные ошибки при создании интернет-магазина

У нашей команды за плечами почти тысяча проектов, и мы с уверенностью можем сказать - каждый проект уникален! Уникален его функционал, внешний вид, требования к организации, цели и задачи, бюджеты. И сейчас, хотелось бы обсудить с какими ошибками, с точки зрения организации, сталкиваемся мы при обращении клиентов.

Каждый проект уникален — и это факт!

В интернете можно найти огромное количество статей, посвященных ошибкам проектирования, разработки и продвижения интернет-магазина. Если поискать хорошо, то можно найти информацию и о предпринимательских ошибках при попытке выйти в онлайн-бизнес.

У нашей команды за плечами уже невероятное количество проектов, и мы с уверенностью можем сказать — каждый проект уникален! Уникален его функционал, внешний вид, требования к организации, цели и задачи, бюджеты.

И сейчас нам хотелось бы рассказать, с какими типичными ошибками с точки зрения организации процесса мы сталкиваемся при обращении клиентов.

Ошибки организации

1. Отсутствие целей, плана и понимания интернет-бизнеса

Цитата заказчика: “Я хочу открыть интернет-магазин, только ничего не знаю и не хочу им управлять. Предлагаю, чтобы вы его разработали, а я дам вам 20-30% с прибыли”.

Большинство начинающих предпринимателей, не имеющих достаточного опыта в бизнесе, часто пытаются выйти на этот рынок без какой-либо предварительной подготовки. Любой бизнес, начинающийся без планирования, обречен на провал. И речь даже не о полноценном бизнес-плане, а хотя бы о какой-то минимальной оценке.

Поставьте четкие цели — это поможет определить, чего именно вы хотите добиться от интернет-магазина и понять свои ожидания.

Сформируйте план запуска магазина — это позволит вам сориентироваться в том, что вам потребуется на момент запуска, где и когда появятся основные затраты, как будет рассчитываться прибыль и т.д.

Ознакомьтесь с основными правилами ведения бизнеса в интернете — вы лучше поймете риски запуска проекта, сроки окупаемости, маркетинговую составляющую и прочее. Почитайте статьи, пообщайтесь со знакомыми специалистами или предварительно переговорите с представителями потенциальных компаний-разработчиков.

2. Отсутствия технического задания (ТЗ)

Цитата заказчика: “Нужно сделать так, чтобы было круто и с красивым дизайном, и чтобы прибыль приносил.”

О необходимости подготовки ТЗ на любой интернет-проект твердят уже на каждом шагу. Жаль, но многие до сих пор не понимают необходимость этого документа.

Во-первых, четкая постановка задач позволит определить точную стоимость и сроки разработки интернет-магазина.

Во-вторых, техническое задание поможет определить четкий план запуска проекта на начальном этапе.

В-третьих, позволит вам обратить внимание на те тонкости, которые могут сыграть ключевую роль в запуске интернет-магазина и которые не всегда замечаешь изначально.

3. Чрезмерное внимание к дизайну

Цитата заказчика: “Или вы сделаете макеты идеальными, или я сожгу их и мы начнем всё заново!”.

На этапе подготовки дизайн-макетов, который является лишь одним из первых этапов разработки, большинство заказчиков уже сами начинают губить свой еще не запущенный интернет-магазин. Первые дизайн-макеты почти никогда не удовлетворяют всем требованиям клиента, и это абсолютно нормально — дизайнер не всегда может со 100% вероятностью определить, чего же хочет клиент, а тот в свою очередь, часто не может понятно донести, что же он задумал на самом деле.

Поэтому клиент направляет исполнителю список правок, которые необходимо внести в макет — это, так называемая, 1-я итерация изменений. И если вначале логичность правок вопросов не вызывает, то со временем она начинает меняться обратно пропорционально количеству таких итераций. И вот, получая список изменений уже в 7-9 раз, мы можем наблюдать требования, достойные пополнить и без того большую коллекцию мемов и анекдотов в интернете.

Несколько примеров из реальной практики:

“Сдвиньте логотип на 2,5px вправо. Без этого, пользователи не смогут нас запомнить и наши продажи упадут”.

“Этот белый цвет выглядит недостаточно чистым! Можете его осветлить”

“Добавьте на эту страницу вот такую кнопку. Потом придумаем, зачем”

А теперь представьте, что на внесение подобных правок вы отнимаете время и бюджет из своего же проекта. И как это бывает чаще всего, клиент несет дополнительные затраты, дата запуска проекта смещается все дальше, и выделенного бюджета на следующие этапы реализации проекта становится все меньше. Для данного проекта привлекли инвестиции со стороны? В таком случае, вам предстоит еще неприятное общение с инвестором в дальнейшем.

Подумайте, так ли необходимы те или иные правки? Запуск интернет-магазина не ограничивается дизайном и разработкой в целом. Не зарывайтесь в мелочах.

4. Экономия на специалистах

Цитата заказчика: “Нет, это слишком дорого. Я лучше посмотрю в интернете как это делать и буду программировать сам.”

Еще одна популярная ошибка любого предпринимателя. Очень часто хочется минимизировать затраты и что-то взвалить на свои плечи или подключить к вопросу своего родственника/знакомого, который пару лет назад увлекался разработкой сайтов.

Самостоятельно хватаясь за все подряд (написание ТЗ, подготовка текстов, фотосъемка и обработка фотографий товаров для будущего проекта) или собирая интернет-магазин по кускам, полученным от разных студий, фрилансеров или знакомых специалистов, вы действительно сможете существенно сэкономить, но вот начнет ли такой интернет-магазин работать успешно — это большой вопрос.

Не нужно экономить на специалистах. Доверьте разработку магазина одной профессиональной команде, а сами сконцентрируйтесь на вопросах организации бизнеса.

5. Чтобы обойти конкурентов нужно создать уникальный продукт или услугу

Цитата заказчика: “Зачем это добавлять? Да потому что такого ни у кого нет и это круто!”

Многие предприниматели считают, что для того, чтобы выделиться на фоне остальных и запустить как можно более успешный интернет-магазин, необходимо создать что-то уникальное и совершенно новое. Однако добавление того или иного функционала должно быть как-то аргументировано. Задайте себе вопросы: “Зачем вы собираетесь это добавлять?”, “Кому это необходимо?”, “Оправданы ли затраты?”.

В своей практике мы часто сталкиваемся с очень странными требованиями клиентов, и многие сами не понимают, зачем им тот или иной механизм. В итоге это приводило лишь к ненужным (а иногда и очень большим) затратам и появлению на сайте функционала, который через некоторое время убирают за ненадобностью.

Если у вас свежий взгляд и в душе вы инноватор — это, безусловно, здорово. Но существует и здравый смысл. Бизнес в интернете уже имеет собственные стандарты и наработанный пользовательский опыт. Поэтому не нужно выдумывать новую схему привычных всем процессов, например, того же процесса оформления заказа. Играйте по общим правилам, а инновации приводите, отталкиваясь от привычных всем механизмов.

6. Для интернет-магазина персонал не нужен

Цитата заказчика: “Мой интернет-магазин должен быть полностью автоматизирован. То есть мне ничего не нужно будет делать, а прибыль сама идет ко мне.”

До недавнего времени можно было сказать, что данный случай уникальный, но нет. Очень интересно, но многие предприниматели уверены, что людей можно заменить на алгоритмы вплоть до создания такого “монстра”, который будет приносить доход круглый год и для которого нужно разве что держать под рукой программиста на случай возникновения проблем.

Чтобы управлять не только оффлайн-продажами, но и интернет-магазином, в том числе, нужны люди. Да, возможности автоматизации действительно очень обширны, но не безграничны.

Для обслуживания интернет-магазина, как минимум, нужны менеджеры, которые будут обрабатывать заказы, специалисты по продвижению вашего магазина, а также специалисты по техническому обслуживанию.

Крупные же интернет-магазины устанавливают отдельные системы складского учета и внедряют полноценные CRM-системы. Но все они призваны автоматизировать процессы, а не полностью устранить человека от участия в работе интернет-магазина.

7. Выбор бесплатного или собственного ПО разработчика

Цитата заказчика: “У вас же такой опыт! Вы же можете и бесплатно какое-то ПО установить.”

Эта ошибка может относиться как к разработке, так и к организации. В некоторых студиях вам могут предложить сделать интернет-магазин на их собственном готовом “движке” и подсластить это тем, что разработка будет проще и дешевле, а покупать лицензию на программный продукт и вовсе не нужно. И вы на радостях соглашаетесь, ведь это огромный плюс и экономия бюджета! Однако, такие истории всегда заканчиваются плохо.

Самописная CMS подразумевает то, что не каждый разработчик сможет или готов будет обслуживать ваш сайт в дальнейшем, так как копаться в чужом коде куда сложнее, чем обслуживать код популярной известной многим системы, соответственно, стоимость внесения изменений существенно возрастает. А что вы будете делать, если ваша студия-разработчик закроется или уволится разработчик вашего сайта? Скорее всего, для вас это дорога к дополнительным затратам, а в случае интернет-магазина эти затраты могут быть действительно очень большими. Выбирайте только популярные и проверенные CMS.


Решение о том, каким образом вы будете разрабатывать интернет-магазин никто, кроме вас не примет. Но мы знаем много тонкостей, кроме тех, о которых рассказали в этой статье, поэтому всегда будем рады помочь!

Курамшин Дмитрий



Есть задача?
Найдем решение!
Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности